Оригинал на Bloomberg, а также у меня
Автор не вызовет доверия и может даже уважения в православных кругах, но с мнениями таких людей работать по крайней мере интересно. Леонид Давидович Бершидский — журналист, политический аналитик, бывший редакционный директор издательства «Эксмо», обозреватель агентства Bloomberg. В прошлом — главный редактор интернет-сайта Slon.ru. Подробнее.
Не коммунистическое прошлое, а религиозные корни лежат в основе тяготения к авторитаризму и антипатии к Западу
Не коммунизм, а восточное христианство (Православие) сформировало экс-коммунистические страны. Есть мнение, что Православие также повлияло на население этих стран, которое менее счастливо и настроено против капитализма. Теория была популярна в 90-х и сегодня получила новый импульс после отчёта Всемирного банка.
Авторы — экс-министр финансов Болгарии Семён Дьянков и Елена Николова из Лондонского университета — анализировали данные портала World Values Survey (Всемирный обзор ценностей), а также данные исследований Международного банка реконструкции и развития. Работа проводилась с целью изучить взаимосвязь религиозной традиции и отношение людей к жизни.
Исследователи пришли к выводу, что Православие влияет на некоторые страны, делая их благодатной почвой для идей коммунизма. Их пути значительно отличаются от исторических дорог стран, укоренённых в западной религиозной традиции. Цитата из доклада:
Западное христианство, породившее Протестантизм и Католичество ставит акцент на рационализме, логических заключениях, индивидуальности и ответственности властей. Восточное, из которого родилось Православие, всегда связывалось с мистическим опытом, привязанностью и общинностью, а также не ставило акцент на законе, разуме и отвественности властей. Удивительно, но эти поведенческие различия остались без изменений после более чем 50-ти лет коммунистического правления.
Продолжение следует
-----------------------------------------------------------------------------
Это первая серия. Не камень в адрес Церкви, а честно о том, что Восточное христианство (Православие) не декларирует важность и ценность материального достатка и социальной справедливости. Точнее делает это в лице клириков богословски не образованных или подспудно, интуитивно, а ещё хуже — притворно стоящих на прозападных позициях. Западное христианство, как исторический путь заслуживает отдельного разбора. И там тоже есть кости для мытья.
Православие не о материальном достатке, а о мистическом, духовном, если угодно — иррациональном. Права та болгарская парочка, выявившая и без того знакомые каждому семинаристу корневые отличия. Дальше будет интересней.
А теперь предельно честно. Если православный говорит о достатке как о благе, то он заблуждается и вводит в заблуждение. Идеалами Православия считаются послушание, нестяжание и молитва. Если не готовы последовать этим критериям, необходимо:
- вносить коррективы в Православие (что звучит само по себе нелепо);
- править вас (жёстко насиловать или вводить во всегдашний ступор);
- говорить о путях Церкви после её Основателя.
Есть ещё вариант — жить так, как жили. Он самый правильный. Никто ничего не изменит. Лечат цивилизационные катаклизмы и изломы истории. Даже не лечат, а приносят покой. Внутренний, покой. На десятилетие не больше.