Формирование нравственных качеств личности дошкольников в краеведческой деятельности

29 сентября, в городе Полярные Зори, в гимназии №1 состоялись XIIТрифоновские Образовательные Чтения «Православная культура – живая культура XXIвека.

На пленарном заседании, в приветственном слове Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон отметил, что православная культура находится в болезненном состоянии,  болезнь определяется разными факторами: это и общественный, и личностный, и социальный. И болезнь эта запущена.

Владыка подчеркнул важность Чтений. Как он сказал «Точка определена. Точка воздействия – это дети – с них надо начинать выздоровление».

Вот с такими глубокими напутственными словами мы все участники разошлись по секциям, которых в этом году было шесть.

Я работала в первой секции «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Были заслужены доклады педагогов из Мурманска, Кандалакши, Мончегорска, Апатит, Полярные Зори.

Затронуты очень многие важные темы: включение православных традиций в образовательную деятельность; работа в краеведческом направлении; художественно-эстетическом; говорили о круге детского чтения. Было заслужено несколько докладов о работе с родителями в данном направлении, о приобщении детей к основам православной культуры.

Выступления очень разные и интересные: каждый представил свой опыт работы.

Но все педагоги, без исключения говорили об одном: о важности приобщения дошкольников  к истокам русской культуры, к духовным истокам.

Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек».

И нам, педагогам, совместно с родителями, не

В современном мире очень часто можно услышать рассуждения о том, что молодёжь оторвана от корней, у неё нет идеалов, не воспитано чувство любви и патриотизма к Родине. Анализ работы показывает, что в настоящее время существуют пробелы ценностных ориентаций  на осознание у детей и молодёжи принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем.%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be

Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если дошкольникам не рассказывать о том, как жили их предки, что их окружало, какие у них были обычаи, что они ценили, очень сложно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Поэтому важной задачей в дошкольном детстве является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры, православной культуры, той местности, на которой мы проживаем.

В своей работе поставила цель: приобщение дошкольников к православной  культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и чувства принадлежности к своей родине.

Определила несколько задач:

познакомить детей с историей родного края;

дать первоначальные знания о святом – Феодорите Кольском, познакомить с православными святынями малой родины;

осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, своеобразием родного региона;

обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь детей;

воспитывать эмоционально-ценностное отношение к своему краю.

Первоначально был разработан цикл конспектов по ознакомлению детей  с родным городом.

Для наглядного восприятия информации об истории города создала слайд-фильм «Кандалакша вчера и сегодня».

С большим интересом знакомились с географическим положением города, особенностями климата. Выдвигали свои предположения о полярной ночи и о полярном дне.

Изучили книгу «У самого Белого моря».Книга с вопросами и ответами для детей и взрослых (автор идеи и составитель Светлана Рапенкова). Её подарил нам местный краевед – Дмитрий Лоскутов. Эта книга родилась в Соловецком музее у самого Белого моря. Музей – не совсем обычный. В нём можно услышать стук молотка, визг пилы, жужжание дрели. Здесь целый день звучит музыка и пахнет стружками. Это живой музей. Гостеприимные хозяева рассказывают гостям, как раньше строили суда, куда на них ходили и что делали в море люди, жившие по его берегам – русские поморы. Какими были вера поморов и морское хозяйство Соловецкого монастыря – единственного морского монастыря в России.

Книгу рассматривали, перечитывали ни один раз и многие ребята сказали, что обязательно попросят родителей посетить Соловецкие острова.

Одна воспитанница на конкурс  «Красота Божьего мира» нарисовала рисунок по этой книге «Соловецкий монастырь-дом Спаса и Николы».

В ходе реализации работы над темой воспитанники получили первоначальные знания о святом  –Феодорите Кольском, о том, что его трудами, более 6 веков назад на правобережной стороне поселения была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи, в которой приняли христианство первые саамы. Позднее при церкви был основан Кандалакшский (Кокуев) мужской монастырь.

С большим интересом прослушали «Легенду о затонувшем колоколе». %d0%b2%d0%bb%d0%b0%d1%89 Ребята узнали, когда на Кандалакшу напали англичане, то монахи решили спасти дивный колокол малинового звона. Ночью сняли с колокольни и решили спрятать в реке, чтоб потом достать. Но река Нива порожиста и на том месте сразу появился камень, который на глазах уходил под воду.  Сколько бы потом не пытались его достать, не нашли. Посмотрели короткометражный фильм «Легенда о затонувшем колоколе». Номинант Регионального конкурса Мурманской митрополии «100 творческих работ к 100-летию Мурманска и 20-летию Мурманской и Мончегорской епархии». Номинация — микрофильм «Православие на Мурмане». Направление — история Православия на Мурмане.

После просмотра тоже долго рассуждали, как можно найти и спасти этот колокол.

Знакомила детей с поморскими поселениями. В ходе работы– «шла за детьми».  Начали с Варзуги, так как именно это село знали многие дети, двоих ребят там крестили в Успенской церкви, Гриша даже сказал, что батюшку звали отец Митрофан. Дети узнали, что Варзуга — крупнейшее село на Кольском полуострове, богата очень красивыми церквями:  Успенская церковь, которая определила название стороны села на правом берегу реки – Пречистенская.

Церковь святителя Николая Чудотворца, что дала название Никольской стороне села – первый храм на Кольском полуострове. Нынешнее здание церкви построено, предположительно, в XVIII веке. В советское время храм был закрыт, с него снесены все семь глав. С 30-х годов XX века  используется как колхозный магазин, причем вход в него прорублен через алтарь.

В память о храме с западной стороны установлена икона Святого Николая.

Церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла.  Построена в 1864 году. Продолжала действовать в советское время дольше других церквей. Ныне возвращена Церкви, по церковным праздникам проводятся богослужения.

С большим интересом слушали ребятаоКнязь — Владимирском святом источнике, который находится в лесу на Никольской стороне. Согласно старинному преданию, для исцеления от болезней душевных и телесных необходимо омыться тремя ковшами святой воды и помолиться. Эти резные ковши и сейчас висят под навесом у источника. Вокруг озерца стоят благодарственные кресты, поставленные исцелившимися людьми. Несколько человек с родителями были на этом источнике, приносили фотографии, все рассматривали.

Кузомень — поморское селение в низовьях реки Варзуги. Дома в селе занесены песком, главная улица похожа на хороший пляж. Кузоменские пески — произведение человека, образовались за счет вырубки леса, сочетавшейся с перевыпасом скота и лесными пожарами.

К 1901 году в Кузомени было три церкви и одна колокольня. Всё это было закрыто, разрушено.  В 2011г.  Построена церковь Сретения Господня.

Кашкаранцы входит в сельское поселение Варзуги. Расположено на берегу Белого моря, село очень древнее. Обособленный городок вокруг Кашкаранского маяка — здесь живут и трудятся круглый год шесть семей. На маяке есть свой дизель-генератор, рядом – метеостанция. У одного из моих воспитанников там работает крёстная, потому мы и взяли иэто поселение.

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери  восстановлена недавно (2005).

Узнали о Святом источнике  Безымянного Инока Терского. В 17 веке некоему рыбаку во сне явился монах, рассказал, что погиб в море, и попросил захоронить его тело, указав, где оно лежит. Рыбак в указанном месте нашёл утопленника, вынесенного морем на берег без всяких признаков гниения. Рыбак догадался — святой!. Мощи осмотрели соловецкие монахи, и только руками развели — не из наших. Так никто и не узнал, кем же был этот инок.

Умба — одно из старейших поселений Кольского полуострова. Село это было вотчиной Соловецкого монастыря.

С  давних времен сохранилась  деревянная мостовая, которую аккуратно чинят каждую весну, — одна из достопримечательностей Умбы

Есть в Умбе Общественный краеведческий музей «Быт и промысел поморов». Основными разделами экспозиции музея являются:

Возникновение русских поселений на Терском берегу                              Развитие ремёсел                                                                                        Быт поморов.

На берегу, на месте старинной церкви было начато строительство нового храма.

В прошлом учебном году  с ребятами сами сочиняли и инсценировали сказки о быте поморов, сняли серию фильмов по ним.. В этом году знакомлю детей с книгой  И. С. Меркурьева «Сказки поморов Мурманской области».  В сборнике представлены  сказки, записанные в 12 старинных русских поселениях Кандалакшского и Терского районов Мурманской области. Сказки записал на магнитофоне и расшифровал составитель, поэтому эти записи наиболее точно отражают не только содержание сказок, но и живую поморскую  речь. Указано также от кого, где и когда произведена запись сказок. Дети узнают, что и в Кандалакше, и почти в каждом поморском селе были свои сказители. Оформила рукописную книгу, которую дети сами могут читать.

0005

%d0%ba-%d0%b7%d1%8b%d0%b1%d0%ba%d0%b5-1-2\

сценка к сказке Про коромысло

%d0%ba-%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bc%d1%8b%d1%81%d0%bb%d1%83

M3365R-4201

сценка к сказке Про ухват

В ходе работы делаю акцент, что  поморская земля и сейчас богата талантливыми людьми. Знакомимся с творчеством Николая  Колычева. У нег есть замечательные стихи о Кандалакше, монастырском наволоке… В них прослеживается чувство патриотизмо и безмерной любви к своей малой родине.

Я за речку пойду…  Там кончается город деревнею.

Я за речку пойду. Там всегда хорошо, за рекой.

Я пройду по деревне к поморскому кладбищу древнему,

Там, над мысом, свиваются ветры — лесной и морской…

Все мы, все мы привыкли надежду под сердцем вынашивать

На родные места, что помогут осилить беду…

Если станет мне тяжко, приеду в свою Кандалакшу,

И за речку пойду. И за речку… за речку пойду…

Рассказываю о творчестве нашего земляка Олега Бундура: читаем его рассказы, стихи. Дети с удовольствием занимаются художественно – творческой деятельностью: рисуют по его рассказам, делают поделки.

В ходе работы над темой активно сотрудничаю с библиотекой. Татьяна Павловна Литвинова постоянный участник наших проектов.  Прежде всего, сделала выставку книг о нашем края, с которой познакомились и дети, и родители.  Она подготовила и провела презентацию  сборника рукописных книг  «Терский берег – поморская сказка». Вышел в свет в рамках программы « Позволь миру узнать о моей Родине», благодаря министру Нидерландов по зарубежным связям, Умба – 2005. Она ценна тем, что всё, что в ней рассказано о жизни поморов терского берега писали сами жители и в ней  много детских рассказов, понятных для дошкольников.

Также дети посетили  в библиотеке две выставки «Город, что сердцу дорог», «Мир чудесный, заповедный». Одна девочка узнала Феодорита Кольского. С какой радостью она закричала ребятам: «Идите скорее сюда, это же наш святой, Феодорит Кольский!»

В библиотеке прошла встреча с писательницей Антониной Александровной, членом литературного клуба «Феникс». Она читала детям свои рассказы, стихи, некоторые, ещё рукописные, написанные у неё в блокнотике, детям это было особенно интересно, они задавали ей много вопросов.

В рамках данной темы стартовал семейный мини-проект  «Край незабываемых закатов». Так назвали его Красовские Ольга Анатольевна и Маруся. Надо отметить, что эта семья не первый год принимает участие в проектах. Все стихи в проекте написала сама мама, а читает их Маруся.%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d1%89%d0%b5

В мультимедийной презентации они представили свою малую родину – село Ковду.  Шум прибоя, берег древний, камни на камнях, здесь поморская деревня – русская земля. Никольская церковь, поклонный крест, море, острова, лес, поля. А дальше …

Наш маленький домик у моря в деревне,

Здесь сразу за домом – большие деревья

Здесь сосны – до неба, а море – без края

Другого такого я рая не знаю!%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%ba

«Пойдёмте, мы вам всё  сейчас расскажем и покажем» –говорит Маруся (мама показывает слайды, помогает) .

Это – Никольская церковь. Построена она была особым способом – без единого гвоздя.

И церкви этой уже больше 500 лет !

Старожилы рассказывают : когда-то в селе было более 100 дворов.

Стояли дома так близко, что в гости друг к другу можно было дойти, не обуваясь, по доске от крыльца к крыльцу.

. Вдруг случился пожар. Все село сгорело.

А церковь осталась нетронутой.

Чудо !

Но 500 лет – не шутка! И хоть строили на века, все же время берет свое – обветшала старая церковь. Долго реставрировали, решали: как будет выглядеть это чудо.

Теперь она выглядит так: строгая, светлая…

Художники из разных городов и стран приезжают в Ковду, чтобы запечатлеть этот древний памятник на своих полотнах.

А на колокольне снова, как и прежде, живут ласточки.

Идём дальше –зовёт Маруся – всё  в горку и в горку.

И вот — Поклонный крест. Он стоит на самой высокой точке села.

Во все времена года, в любую погоду, крест – место, куда идут все: и местные жители, и туристы, просто постоять рядом, окинуть взглядом этот простор.

Презентация прошла на одном дыхании: и дети, и гости, проявили большой интерес к данной теме.

Знаниями, которые получили дети, активно делились с младшими: воспитанниками старшей группы.

Также эту тему я представила на занятии в воскресной группе при храме Иоанна Предтечи (не являюсь постоянным педагогом, переодически принимаю участие)

По итогам работы над темой оздала слайд-фильм на песню «Деревянные храмы Руси». Фильм интересен, как родителям,так и детям. На фоне песни, мелькают храмы малой родины. Дети узнают их, радуются, кто-то может вспомнить и историю.

А это так важно: любить свой край, знать историю, уважать традиции предков, чтб не быть «Иванами, родства не помнящими».

Людмила Николаевна Влащенко воспитатель, МБДОУ № 12 г. Кандалакши

 

 

 

Хотите что-то сказать? Пишите!

%d такие блоггеры, как: