«Не стоит село без праведника, а город без святого»

Школьники Кандалакши изучают духовную историю родного края.
На днях состоялась удивительная встреча с протоиереем Василием Вольским, настоятелем Свято-Троицкой церкви города Полярные Зори, руководителем комиссии по канонизации, который подарил моим ученикам и мне как учителю, прекрасный урок из исторического прошлого Кандалакшского района.

Пока мы только в начале пути по изучению духовного наследия Кольского края, но я вижу и знаю, что не может быть школы духовной жизни лучше, чем история малой Родины.
Уверена, что привитие добра, воспитание уважения к человеку, истинный патриотизм немыслим без познания истории своего края, традиций народа его населяющего. Ведь историческое прошлое – это выражение культурных ценностей и традиций народа, которое необходимо знать и помнить.
Главную роль на протяжении веков в развитии русской культуры играло Православие. Именно вера, христианские идеалы объединяли русский народ в самые тяжёлые для государства периоды, вдохновляли на подвиги, давали надежду на то, что правда и справедливость восторжествуют.

%d0%bc%d0%be%d0%b8%d1%81%d0%b5%d0%b9-%d0%ba%d0%be%d0%b6%d0%b8%d0%bd-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b8%d1%81%d0%b5%d0%b9-%d0%ba%d0%be%d0%b6%d0%b8%d0%bd
«Святая Русь» — понятие не только этническое и географическое, но и духовное – границы её всегда проходят по сердцам и характерам русского человека.
Главная идея Православия – жить по-христиански, то есть праведно. «Живёт по-божески», — говорили на Руси о честном, добром, трудолюбивом человеке. И, напротив, о человеке бессердечном отзывались: «Креста на нём нет!».

%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%80-%d0%b0%d0%b1%d1%80%d0%be%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b2

У всех наших предков – поморов, — у всех был крест на груди…, и жили они по-божески. И не удивительно: в X веке Русь приняла Святое крещение, такой она и «пошла» на Кольский север с Новгорода… В каждом селе по Терскому берегу стоял храм, а иногда и не один. Причём почти все они были построены на средства местных жителей.
Собирали «с мира по нитке» и строили всем миром Православный храм воспринимался, как святыня, – дом Господа Иисуса Христа. Вложить деньги в строительство храма во все времена на Руси считалось делом достойным уважения.
Отец Василий начал беседу с исторического экскурса в глубину веков, во времена Феодорита Кольского. Ведь история Кандалакши не только уходит своими корнями в средние века, но и имеет своим основателем великого русского святого XVI века просветителя Севера – преподобного Феодорита Кольского, который «всегда нёс перед собой свечу», будучи отроком и насельником Соловецкого монастыря.
Затем был рассказ о временах гонений в XX веке. Дети с большим интересом рассматривали удивительные фотографии храмов Рождества Богородицы и Иоанно-Предтеченского. В то далёкое время самыми крупными приходами на территории нашего Кандалакшского района были: Кандалакшский, Ковдинский и Княжегубский.
Ребята узнали о том, что в Кандалакше устроителем церковно-приходской школы был протоиерей Николай Попов, который приехал в 1897 году в возрасте 22 лет и прослужил целых 13 лет. Последним священником Кандалакши был протоиерей Феодор Миролюбов. Но в 1940 году в возрасте 72 лет он был арестован и отправлен в советский концлагерь на пять лет. После его ареста храмы были закрыты и приспособлены под клуб и под кинотеатр.
А в Княжой Губе первым пострадавшим от новой власти был священник отец Александр Ионович Богданов. Он был расстрелян в Вологде в 1921 году.
Детям запомнился рассказ об отце Неофите Прилежаеве, который служил в Ковде с 1920 по 1931 год. Это был очень образованный человек. Он знал семь иностранных языков. Какое же удивление вызвал у ребят этот факт! %d1%81%d0%b5%d0%bb%d0%be5
Последним священником Ковды был протоиерей Илия Кутузов, служивший с 1947 по 1959 год. Он прошёл лагеря. За 20 лет службы в священном сане он ни разу не был в отпуске. Похоронен он в городе Кировске.
Ребята с большим интересом слушали удивительный рассказ отца Василия. А в конце встречи все задавали ему много вопросов, которые были интересны по-своему:
— Как называется храм, в котором Вы служите?
— Как Вы стали священником?
— Трудно ли быть священником?
— Как был сотворён мир?
— Какой праздник является главным?
— Почему так важно знать свои родословные корни?
И на все вопросы были получены замечательные и понятные ответы. Наша встреча состоялась. Мы очень благодарны отцу Василию и уверены, что впереди нас ждут ещё новые открытия из исторического прошлого нашего Кольского края.

Рассказала Ольга Лукашова, учитель
МБОУ «СОШ №1», г. Кандалакша

Одна идея о “«Не стоит село без праведника, а город без святого»

Хотите что-то сказать? Пишите!

%d такие блоггеры, как: