Рубрики
2802S святые

Bademus Of Persia / Вадим Персидский

Читать в оригинальном авторском изложении

Память преподобномученика Вадима архимандрита

В церковном календаре имя Вадим встречается однажды, если не учитывать тех святых, кто в сонме новомучеников и исповедников Российских. В изданиях Русской Православной Церкви его память отмечена 9 апреля по юлианскому календарю и, соответственно, 22 апреля по Григорианскому. Согласно сирийскому тексту жития святой пострадал 13 февраля. Годом гибели считается 376 или 374 год.

Будущий архимандрит родился в Персии, куда за годы гонений в РимскойVadim империи переместилось множество христиан, пополнив число тех, кто обратился после проповеди апостолов Фомы и Фаддея. Жизнь будущего святого протекала вблизи г. Вифлапат на юго-западе современного Ирана. Неподалёку подвижник основал на собственные средства монастырь и проводил созерцательную жизнь в кругу учеников.

Правившие в конце III и начале IV веков шахи не препятствовали заселению их земель гонимыми на Западе христианами. Им предоставлялась свобода строить храмы без разрешения персидских чиновников. Но уже около 340 года ситуация меняется после публикации Миланского эдикта равноапостольным Константином Великим. Указ разрешал свободно исповедовать Евангелие в Римской империи.

Шах Персии, извечный политический оппонент Рима, встретил новость неоднозначно, т.к. первые кафедры христианских епископов находились в Риме и Новом Риме, как тогда называли Константинополь. В стране по мысли царя могло появиться много инакомыслящих.

После 340 года шах Шапур II стал повсеместно насаждать зороастризм — старую местную религию. Так он старался создать монолитное и сплочённое государство. Христиане стали в Персии преследуемым сообществом. Архимандрита Вадима бросили в тюрьму вместе с семью учениками. Там же в заточении пребывал Нирсан, правитель одного из отдалённых городов. Под давлением он уступил требованиям Шапура и отрёкся от христианства. Чтобы подтвердить делом отречение ему предложили усечь мечом святого Вадима.

Увещания архимандрита испугали Нирсана, но отказаться от казни он не смог, трижды ударив преподобномученика мечом. Только нанеся четвёртый удар, Нирсану удалось выполнить кровавое поручение. Святой мужественно выдерживал удары пока не предал дух Господу.

После злодеяния Нирсан, терзаемый муками совести, покончил с собой, бросившись на меч. Семь учеников преподобномученика Вадима вышли из заключения по прошествии некоторого времени. По другой версии жития их усекли мечом вместе с учителем. Святой одинаково почитается на западе и востоке христианской Церкви.

А теперь то же самое, но неофициально для своих…

На память пришли запахи весенних трав на берегах Деза и то, как он бегал по ним босоногим мальчишкой. Он заметил, как Нирсан дрожит, поднимая меч…

22 апреля!

Завтра… нет, не только день рождения В.И.Ленина, а в согласии с церковным календарём день память Вадима Персидского, преподобномученика Вадима архимандрита, святого Вадима Ассирийского или ещё как-нибудь именованного исторического персонажа, ушедшего не по своей воле в мир иной за 1600 лет перед тем, как появился на свет автор этих строк. Давно это было и было это на территории нынешнего Ирана, на его юго-западе в Хузестане.

ОК, Google!

Когда современный человек пытается что-то узнать, то обязательно смотрит в смартфон и аккуратно по двести раз на день вбивает в поисковую строку какие-нибудь запросы. Например «что означает имя Вадим?».

На этот вопрос поисковый робот может выдать упоминание о Вадиме Храбром, легендарном новгородском князе, восставшем против правления Рюрика около 864 года.

Трудно сопоставить реальности — поэтическую и бытовую. В языческой Руси времён Рюрика вряд ли мог быть князь с ассирийским именем, практически не использовавшимся даже в византийском обиходе. Если и был он Вадимом, то не иначе как Вадимиром, что, собственно, лишь тусклое созвучие, а не Вадим. Впрочем, от того образ князя не потускнел в русской истории и наипаче в русской литературе. М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, императрица государыня Екатерина II — это лишь малый список видных художников, кто посвятил часы, дни и месяцы историческим интерпретациям Вадима Храброго.

Но мне почему-то приходит на память мифологический царь. Он к чему ни прикасался, всё превращалось в золото. А нынче? К чему ни прикасаются богословы, то мгновенно мистифицируется, облекается ореолом «Повести временных лет», делается, так сказать — фэнтези. Ступить негде! Куда ни сунешься, вляпаешься в духовность или полёт мысли безо всякого намёка на «возможно и вероятно». Понятно, что легко увязать славянский глагол «вадити» с именем, которое обсуждаем, но ведь есть же здравый смысл кроме актов совпадения и созвучия. Ох, боюсь и за себя, когда пишу или говорю, но стараюсь петь исключительно о том, что вижу и не «вадити». Чтобы не заскучать, посмотрите серьёзный видос от отца Андрея Ткачёва. Что ни слово — то золото!

Бадма. Не путать с «ведьма» и «карма»!

Бадемус, Бадимос, Бадма — примерно так звучало в оригинале имя яркого представителя Ассирийской церкви, житие или жизнеописание которого можно найти повсеместно в сети. Достойнее всего смотрится оно здесь, в академическом издании, существующем бесплатно онлайн.

Теперь сама история. Бадма жил в монастыре, неподалёку от Бет-Лапата или Гундишапура, интеллектуального центра империи Сасанидов. С транскрибацией или правильной озвучкой (написанием) персидских имён собственных здесь и там, как вы понимаете, не всё в порядке. Правильно озвучить эти имена может только иранец, скорее даже перс, воскресший после полутора тысяч лет пленения вечностью.

Шахиншах (царь царей) Шапур II

Жил-был в стране той царь Шапур II Великий. Прозвали Великим его вовсе не зря, т.к. правил он чуть дольше нашего президента — аж 70 лет. Рекорд! Дважды утирал нос римским легионам, разорил до основания Армянское царство и пресёк в корне арабские набеги на южные территории. А территории были огромны и именовались Персидской империей в пику Римской, на то время расколовшейся на восточную и западную, легализовавшую христианство, как религию дозволенную. К слову о ромеях добавлю, что император Юлиан, прозванный «отступником», сложил голову в бою с армией именно персов, а равноапостольный цезарь Константин Великий чуть ранее писал лично Шапуру, умоляя смягчить жестокую политику в отношении христиан.

Христиане в Персии имели своими первыми авторитетами епископов Рима, Константинополя и близлежащей Антиохии Сирийской. Произошло ровно то, что сегодня происходит в Украине. Приходы Московского Патриархата рассматриваются там потенциальными дырами, откуда может появиться «рука Москвы». Естественно, такие вещи при всегдашнем желании царей видеть религиозно монолитную и политически сплочённую родину не могут существовать своим чередом. Шапур без размышлений стал истреблять христиан как потенциальных политических противников. Под жернов репрессий угодил и архимандрит одной из обителей, расположенных неподалёку от современного города Дизфуль. Согласно сохранившимся легендарным данным, обезглавил Вадму один из сокамерников, оставивший из страха христианство и согласившийся казнить собственноручно одного из единоверцев. Лишить Вадима головы вышло только на четвёртый раз, говорят — дрожали руки.

Последним, что промелькнуло в памяти Бадмы был закат на реке Дез, несущей свои воды через всю ту землю, где он вырос, окреп и, видимо, изрядно засиделся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *