Рубрики
2802S

2802 — 2020

Набирать текст при условии, что он легко прочитается нищим в Катманду, сборщиком кофе в Парагвае или профессором кислых щей в Задерищенске, — рискованное занятие. Оно сопрягается с игрой в прятки, только не ты прячешься, а предусмотрительно прячешь смыслы, заворачиваешь в риторику и диалектику. Мои тексты читают разные люди. Среди тех, кого я знаю и кто читает 2802S, люди в спектре от законченных ублюдков до ангелоподобных святых. Зачем я буду писать всё и откровенно? Естественно, не буду.

С другой стороны, к кому обратятся люди по вопросам, на которые получили священное «фи»? На значительную долю писем я не отвечаю по разным причинам, но некоторые таки требуют внимательного разбора, ответа, той или иной терапии, ясное дело — не публичной. Ярко выраженного желания работать с «душой» собеседника у меня нет, мне не близок анимизм. Я не ношусь с «душой» и её болями, а оперирую понятием Homo (человек).

Особняком стоят друзья — эссенциальная евангельская категория, о которой Евангелие по преимуществу. Пока христиане носятся с любовью, в загоне находится дружба — понятие и состояние, также плохо разработанное в христианстве, как и вся антропология в целом. Центральные, шарнирные евангельские эпизоды как раз из области дружбы: Иуда, Пётр, Мария. Всё остальное — фон разной степени удаленности от читателя. К неминуемо присутствующему иному мнению я безразличен.

Всегда потрясала до глубины души способность некоторых людей владеть лирикой, химией и физикой дружбы. На неё плохо способны мужчины в силу очень разных причин. У женщин это получается много лучше. Об этом не я, а то же Евангелие и это также важные антропологические нюансы. Чаще всего такого рода дружба выглядит, как игра в одни ворота, несложно догадаться в чьи. Так уж вышло в процессе сотен тысяч лет эволюции Homo, что женщина усидчивее и основательнее. Священные тексты закрепили факт в виде «из ребра Адама». Бог тому судья.

Критиковать веру — всё равно что спасать тонущую рыбу. Бессмысленно вытаскивать верующих из озера и втолковывать им, как для них будет лучше, если при этом легкомысленно оставить их на суше, где они мечутся и бьются, пока не испустят дух. Ведь они оказались в этом озере неслучайно.

Франс де Вааль. «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов»

К чему всё это? Вчера было 28 февраля, хочу поблагодарить людей пока февраль не кончился. Не стану пускаться в длительную демагогию, писать фразочки á-la «руководство ко спасению». Цитата из мэтра современной науки, приведённая выше, да свидетельствует мою ответственность за читающих. Я лишь эскизом выполню грань итогов сорока одного года.

Как обычно, получил много сообщений и писем. Как обычно, не стану распространяться и отвечать на пустые по сути вопросы «как, где и что». Я изрядно устал от «стояния на своём», от доказательств недоказуемого и совсем недавно пришёл к формуле не совсем счастья. Выглядит она так: «В каждом человеке бушует непреодолимая страсть отдаться во власть какой-нибудь х*йни». Надоело молотить в системе координат, куда попал по счастливой, но случайности. Для кого она счастливая? Для обеих сторон в динамической пропорции.

До щемоты в сердце трогательными остаются акты той самой дружбы, евангельские деяния, цена которых недооценена и попрана жестокой арифметикой фактически проявленного недохристианства. И даже не в христианстве дело, а в том, что далеко за его пределами.

В дебрях писанной и неписаной церковной галиматьи (где я тоже посадил пару деревьев), можно таки найти несколько плодов, которые нравятся мне. Один из них: «Прежде чем обожиться, надо очеловечиться». В этом очень много смысла, но я пойду несколько дальше, выдвину другой синтетический тезис: «Прежде чем обожиться, горбатого могила исправит». Другими словами, для обожения должно быть что-то в человеке изначально, вложенное даже до сотворения мира. Нечто вроде «Из чрева прежде Денницы родих тя» (Пс 109:3), или «От утробы матери моей называл имя моё» (Ис 49:1), нечто подобное сказанного преподобному Серафиму Саровскому устами Девы Марии: «Этот — нашего рода». Некоего рода жемчужина или сокровище, ради которой можно продать всё барахло, которое есть.

Эти люди есть. Это без преувеличения генофонд и любое негативное действие над ними — геноцид. Примерно об этом «Проклинающие тебя — прокляты, благословляющие тебя — благословенны» (Быт 27:29). Я сейчас о святящих дружбу. Не только и не столько со мной, а вообще. Вам сей письменный памятник! Да святятся имена ваши, как на земле, так и на небе — люди, чтущие или добром помнящие родство дружбы. Не советского, не армейского пошиба дружбы, а евангельской, заключающейся в умении благодарить делом. Спасибо вам. Семь благословений над вами, как говорят на родине Эдгара По и Роберта Бёрнса.

P. S. На всю без исключения почту обязательно отвечу в течение недели. До связи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *