Рубрики
БЛОГЕР КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ТАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИШЛИ НА ПОЧТУ

Крещенское купаниеПубликую письмо, пришедшее ко мне на почту сегодня утром. В нём несомненно содержится важная и актуальная информация. Подчеркну, что я не сторонник запретов на крещенские купания, а вот обладателем огромного скепсиса по поводу пользы от того несомненно являюсь. Да не набьёт оскомину у читающих эта тема, но не выложить письмо тоже считаю неправильным, ибо предложенные аргументы, советы весьма устойчивы к разнокалиберной критике традиционалистов. Понимаю прекрасно, что чем более что-то у нас критикуется, тем больше сторонников приобретает, «плюрализм есть воля Божья», а партия консерваторов в народном восприятии почти всегда права. Зато крайне интересно то, как бытует в социуме дискуссия и как бытуют в процессе дискуссии оппоненты. Хотя понятие «дискуссия», видимо, мало применимо к ситуации, в которой мы родились, живём и находимся. Пунктуация оставлена мной такой, какой имелась в файле письма и не обязательно является авторской.

«КРЕЩЕНСКИЕ КУПАНИЯ» — ДРЕМУЧЕЕ СУЕВЕРИЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЯ К ЦЕРКВИ!"

Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин), викарий Патриарха Московского и всея Руси


Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против крещенских купаний, которые уже лет десять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме?

Тому есть несколько причин.
Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу, — тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться, — отвечал так: «Написано: «не искушай Господа Бога твоего». Хочешь быть последователем Христа — не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим.
 Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет, что же в этом плохого?! Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо — прим. автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему…»
. Во-вторых: купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» 
С.В.Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах».
 Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства Крещения вода в купели освящается другим образом и с соответсвующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (т.е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне.
 Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским… Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество — собственное тело, а их религия — дремучее суеверие, и на святыню им плевать.
 В-третьих: «крещенское» купание — это рассадник суеверия. Упомянутый уже С.В.Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов».
 Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19-го века, писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий описанных им в книге «Русь народная». Приходилось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве Покаяния.
 Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническими материалами посвященными Богоявлению — общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворяются крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.
 Наконец, в-четвертых: «крещенские» купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Московской Духовной Семинарии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который нарочно «выравнивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения!
 Описав суеверный обычай «крещенского» купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».

Поздравляем всех с Крещением!

* * *



Священник Димитрий Филин

Относительно Крещенской воды хотелось бы напомнить несколько простых, но очень важных вещей.

1. Вода, которая освящается в Сочельник и которая будет освящаться на следующий день, одинаковая и ничем не отличается одна от другой. Не надо ждать Крещения, потому что «это особенная вода, не такая как в Сочельник» или наоборот «Вода, освященная в Сочельник особенная, более сильная» …или еще какие байки — просто надо запомнить — вода и та, и другая совершенно одинаковая!

2. Вода, набранная в одном храме ничем не отличается от набранной в другом, разве что по вкусу из-за особенностей системы водопровода. И если кто-то вам станет говорить, что «в этом храме вода мощнее заряжена, тут священник с сильной энергией освящал», то не прибегая к ругани, а очень мягко и деликатно напомните о том, чем отличается Православие от оккультизма и магии и вообще от язычества.

3. Купаетесь ли вы в Крещенских водах или нет — это не суть важно. Важно понимать, что если вы не живете в ограде Церкви, то толку от купания нет никакого.

4. Купание в Крещенской воде не исцеляет мгновенно всех от всякой болезни и не омывает грехи.

 Кто-то и правда может получить исцеление, а кто-то и умереть в проруби — это зависит и от веры и от состояния здоровья и Бог еще знает от чего еще. Важно понимать, что если вы серьезно больны, то подвергать себя таким серьезным испытаниям сродни искушению Господа… Ну и уж если решились, то сделайте это с благословения священника, который вас достаточно хорошо знает. И уж разумеется, купаться следует трезвым.

 Возвращаясь к грехам… омывает их не Крещенская вода, а покаяние в таинстве Исповеди. Больше никак. Даже если вы километра два проплывете в проруби туда-сюда, а на исповедь не придете, то грехов меньше не станет.

5. Если вы приходите в храм пару раз в году — весной, освятить куличи с яйцами и зимой, за Крещенской водой, то толку от набранной воды для вас практически не будет никакого. Это обычное язычество, вера в магию, в то, что «вода заряжена». Надо становиться православным христианином, тогда и вода будет в пользу, и куличи с яйцами. А для этого надо начать ходить на богослужения (хотя бы для начала на воскресную Литургию) и прибегать к Таинствам, главные из которых Исповедь и Причастие. Надо начать перестраивать свою жизнь на Евангельский лад, научиться не просто верить в Бога, но и верить Богу. Ну и уж окончательно изгнать из себя самого страшного беса наших дней — «бога в душе»! Помоги нам всем в этом Господь!

6. Крещенскую воду принято потреблять каждый день утром натощак вместе с просфорой или артосом, прочитав наперед молитву:

 «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь» и осенив себя Крестным знамением.

 Поэтому наберите себе в эти два дня воды столько, чтобы хватило для всех членов семьи, кому это потребно. Но и цистерна вам скорее всего не потребуется — Крещенскую воду можно разбавлять простой и от этого она не станет «менее сильная» или «слабее заряженная» — гоните от себя язычество и подальше! 

Не забудьте набрать водички для тех, кто сам не в силах — бабушкам, больным, кормящим и т. п. — они помянут вас в своих молитвах и Господь их непременно услышит.

7. Если человек серьезно заболел или какая-то надобность важная, то потреблять воду можно не только утром и не обязательно натощак.

Кроме того, этой водой можно (и нужно!) иногда кропить с молитвой квартиру или дом. Хорошо, когда это действие совершит священник во время молебна, но может это творить и мирянин.

8. Если Крещенская вода у вас испортилась, такое редко, но бывает, не стоит тяжко скорбеть, а вот укорить себя следует. Нам не всегда известны причины подобного, но часто это бывает при ненадлежащем, без благоговения, хранении.

 В этом случае, воду нельзя выливать в унитаз или в раковину или из окошка. Воду надо вылить в не попираемое место. Например, полить ей цветы на даче. Или вылить в разожженную печь…

0 ответов к “ТАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИШЛИ НА ПОЧТУ”

«Купанье — в крещенской речной воде. Вместо своих рассуждений выпишу часть письма ко мне.
«Когда-то делали проруби на реках; и бывало немало людей, которые, после освящения воды, окунались в них. Я девочкой еще была, лет 15 — 16, когда впервые это увидела; и меня поразило: бросился окунуться один большой кутила, он вел нехорошую жизнь. Все кругом заговорили: «и этот полез загрязнить собою воду». А я подумала: нет, он не загрязнил ее, святое нельзя загрязнить; но он, окунувшись, вновь крестился и смыл с себя все! И я с уважением посмотрела на него. Но только боялась, чтобы он вновь не стал грязниться».
Митрополит Вениамин (Федченков). Размышления о Двунадесятых праздниках.
Богоявление. VII Освящение воды

Да, по поводу «местной политической дискуссии». В этом году, по-моему, она удалась. Как минимум две конфронтационные местные власти собрались вместе, выслушали друг друга и пришли к согласию (по церковно-народному вопросу) — это дорогого стоит. То есть мы, как хорошая журналистика, можем не только рассказывать, но и «делать» новости…

Статистика, имеется ввиду, посещения Церкви купающимися? Но это, вообще, проблема Церкви — несоответствия количества крещаемых количеству посещаемых храм… и вряд ли здесь поможет или отпугнёт окунание в крещенскую ночь (скорее поможет).
Трудно не согласиться с отцом-настоятелем по поводу «шлифования своими шузами и коленями» линолеума в храме, но опять же — качество посещения дома Божия? Ведь, как мы помним, «не все говорящие Господи, Господи» достигнут Царствия Божия, и где гарантия что чьё-то нецерковное окунание не является двумя лептами вдовы…
По поводу же крещенского купания хочу привести пример, который мне очень понравился, — окунания в варзужской иордани. В прошлом году, ввиду неделания проруби в Кандалакше, ездил для окунания в Варзугу. Там совсем другой подход, можно сказать, пропитанный церковным настроем: после литургии весь причт с прихожанами во главе в архиереем спускаются к проруби, освящается иордань, желающие окунаются, а потом все (в том числе окунувшиеся) приглашаются на праздничную трапезу к архиерею… — Почти стопроцентная воцерковлённость. Самое же главное — дух и настрой «мероприятия» — это не некое «праздничное гуляние», а самое настоящее продолжение богослужения, где каждый по мере сил что-то жертвует Господу (по крайней мере так воспринимается).

Вот таких компромиссных статей в православной публицистике можно обнаружить тысячи и действительно, никто не отменял свойство Святого Духа «веять там, где хочет». И крещенское поздравление настоятеля в газете «Нива» содержит в себе попытки синтеза белого и серого. Но для меня как упёртого прагматика запредельно важна статистика. По статистике в параметры шаблона отца Валерия (кстати, с ним лично знаком) не подпадает ни один человек на моей памяти и более того, ни один в православном предании и заметьте, не «народном». Есть у кого-то иные примеры? Присылайте феноменальные жизнеописания, буду благодарен. Кстати, первый абзац интервью — просто шедевр! «Народный аскетизм», «теснее соприкоснуться» и т. п. Думаю, что и сам отец Валерий десять раз уже пересмотрел сказанное и сегодня выразится совершенно иначе, как сказанное мной десять лет назад было сказано для конкретного дня и конкретной жизненной ситуации. Время, друзья мои, время другое и статистика по объёмному прошлому не иначе как провальная. Даже после этого я не являюсь противником этих купаний, но только прошу этот двусмысленный типично «национальный» обычай (наподобие Масленицы) вывезти за скобки местной политической дискуссии и запечатлеть в своих головах, что Православная церковь — этот тот линолеум здания в районе ул. Линейной 25, который надлежит шлифовать своими шузами и коленями до блеска, чтобы «иметь Жизнь и Жизнь с избытком». Заметьте, говорю о шлифовании линолеума обувью, а не церковной кружки купюрами. Все остальные способы являются контрафактом разной степени качества.

«Если человек погружается в крещенскую прорубь,
пусть это будет для него символом обновления»

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:
— В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода — всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике — он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться.

Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.

Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.

Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.

Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.

Подготовила Анна Ерахтина

18 января 2016 г.

Добавить комментарий для ДмитрийОтменить ответ