Рубрики
БЛОГЕР ИГУМЕН СИЛУАН КАНДАЛАКША КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

«И не читайте до обеда … газет, я вас умоляю!» Даже очень хороших!

Не послушал профессора, теперь жалею. Внимательно прочитали? Это наши «Вести Кандалакши», первый выпуск в наступившем 2017 году. Итак, приступим, разберём по винтикам, а, заодно, снова окунёмся в проблематику Богоявления или праздника Крещения Господня.

Вот они, грядут дни крещенского ажиотажа вокруг воды! Дискуссии никак не могут умолкнуть и никто, похоже, не собирается складывать оружие в баталиях о крещенской воде и купании в ней в ту самую, морозную ночь. Участвуют в дискуссии все, кому не лень, кого Бог не наделил совершенным слабоумием. Можно или нельзя, надо или не надо? Какова механика и химия процессов, происходящих при погружении и восстании из проруби? Ох, уж все эти вопросы и как они, честно говоря, надоели. Да делайте что хотите, но пожалуйста, НЕ ПИШИТЕ вот таких статей о том, о чём наслышаны из «бабьих басен» (1Тим. 1:4). За вами не только имидж издания, но и обязанность донести до читателя реальную и объективную информацию.

Итак, тезис первый. «Среди верующих существует мнение, что крещенские купания имеют, прежде всего, духовное значение». Сказал бы больше. Абсолютно все религиозные верующие люди понимают это именно так. Поэтому мнение тут не существует, оно является твёрдым, всеобщим убеждением. Мнение, видимо, существует по данному вопросу у автора статьи, поэтому автор и транслирует субъективное в массы, что нередко будет повторяться далее. Шлёпаем дальше. «Наши предки, прорубь, предназначенную для крещенских очищений» и далее «у православных христиан считалось: каждый, прошедший крещенские купания в этот день смоет с себя грехи». По факту, предки никаких очищений в проруби особо не предполагали. Они действовали или, образно выражаясь, звучали как эхо церковной истории, в которой действительно существовала устойчивая практика совершать массовое Таинство крещения в Богоявленские дни. Вот там в Таинстве мы действительно сталкиваемся с феноменом прощения греха и актом второго рождения от «воды и Духа» (Ин. 3:5). Но 18-го вечером никто, я уверен, крещение принимать не собирается. А если вы решили провести подобную «процедуру» сами над собой — удачи и попутного ветра. Так что, ничего смыть кроме комплекса неполноценности у человека не получится. Давайте честно признаем факт того, что практически каждый современный обыватель идёт окунаться, дабы погрузиться в виртуальную героику, по факту которой на утренний вопрос: «Ну что, ходил?», он бодро ответит: «Да! Было здорово!». Дальше этого, друзья мои, согласно тупой статистике дело духовности как-то не идёт.

Идём далее. «Несмотря на то, что некоторые представители православной церкви не считают крещенские купания традиционными для русской православной церкви и более того, считают, что эти мероприятия несут „неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно…“». Начну, пардон, с конца. Откуда автор взял эту, нарочито заковыченную цитату и какие представители РПЦ считают «риск совершаемым»? По мне так существительное «риск» никак не употребляется вместе с, если не ошибаюсь, отглагольным прилагательным «совершаемый». Если и есть такие стилистически одарённые спикеры в РПЦ, то кто и где они? Можно ссылочку? (только не в Сибирь, пожалуйста, а то, пожалуй, оно сегодня и можно). Но может автор статьи так изложил цитату? Ладно, не буду допытываться. Это уже совсем другой и неуместный разговор. Да, кстати, не секрет, что и по мне вся эта кухня с великой Агиасмой (Крещенской водой) не стоит выеденного яйца. Вряд ли, кстати, кто-то даже из церковной иерархии внятно объяснит ту самую химию и механику Крещенской воды. В лучшем случае человек соскользнёт в «духовное», в худшем — надует щёки и, побагровев, властно скажет: «Дурак!». Да нет, ребята, постойте, вы просто возьмите и объясните мне всё это с позиций нашей, православной церковной археологии и истории. И всё. Не требую же билет на Марс! Прошу совсем немного.

ОК. Ниже в статье следует анонс крещенских богослужений и купания! Друзья мои, всё же не стал бы замешивать мух в котлеты и как-то обособил что ли Божественную литургию, отделив её от купания, убрав словосочетание «затем состоится». Всё понимаю, ну страсть, как хочется нам родного, нашего, русского, традиционного! Таким образом в один ряд встают незабвенные «баня, водка, гармонь и лосось». К ним примыкает ушанка, поп, балалайка вместе с освящённой в Крещение прорубью. Но Церковь нынче — медийный товар и продаётся он как внутри страны, так и экспортируется. Если на экспорт, то она, Церковь для всех народов и нет в ней ни русского, ни американца, «ни эллина, ни иудея, но всё и во всех Христос» (Кол.3:11). А если же мы оговариваем её внутреннюю жизнь, устройство в границах РФ, то все мы русские, православные, патриоты до мозга кости и последней капли водки. Так вот купания действительно есть незыблемая и неотменная часть нашей народной жизни и никто не простирает к ним осквернённых либерализмом рук. Просто дайте чётко людям понять, что кульминация богопочтения будет не на «вертячке», а в собрании верных за общей Чашей в молитве благодарения.

Ещё ниже в статье прилагаются детальные рекомендации по поводу того, как правильно подойти к проблеме купания, чтобы не дай Бог, чего не случилось. Они достаточно дельно изложены, к ним придираться не следует. Не спец в предмете ОБЖ. А напоследок и в завершение добило это бронебойное «желаем… святости в душе». А вообще что это, «святость в душе»? Это вот конкретно где, если душа порой уходит в пятки?

Что же, подытожим. Не думайте, что снова, третий или четвёртый год подряд лезу со своими воззрениями и пытаюсь доказать горожанам, которые собираются отмечать 500 лет поселению, что не надо им ходить купаться. Нет, может надо и даже на здоровье. Но давайте хоть на 500-й год станет задумываться о том, что и зачем мы делаем. А главное поймём, что за каждым актом и действием в церкви лежит цель. И эта цель — Небо и Царство, как дар Иисуса из Назарета, распятого при Пилате неподалёку от Иерусалима. Если крещенское купание помогает вам в достижение вот этой цели — Бог в помощи и благословение вам! Если у человека — другие цели, Бог в помощь и благословение вам! Но, пожалуйста, не дурите головы тем, для кого бог — это странички и стены ВКонтакте.

2 ответа к “«И не читайте до обеда … газет, я вас умоляю!» Даже очень хороших!”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *