Рубрики
БЛОГГЕР

ЗАВТРА 8 МАРТА. НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ

8 мартаЭти размышления, по видимому, несколько по-новому должны преподнести праздник, который прочно вошёл в нашу жизнь и широко празднуется. Мне, как профессиональному религиоведу вполне правомочно сделать беглый анализ грядущего дня в контексте религиозном, ибо абсолютно любой праздник, его ощущения, переживания, эмоциональный фон, имеют религиозный подтекст и содержание. Первобытный человек, убив мамонта, праздновал успех, но содержанием праздника было не только насыщение желудка мясом, а и религиозное чувство благодарности, эйфории, спокойствия. Имелось торжественное переживание некой сверхъестественной Силы, способствовавшей удаче на охоте, покровительствующей охотнику, его клану и т. д. Культ этой Силы всегда сопутствовал любому празднику допотопного человека. Так обстоит дело и с любым сегодняшним торжеством, даже если празднует что-то коммунист-атеист. Сами того не сознавая, такие люди предаются исключительно религиозному, иррациональному чувству радости момента в контексте трудной, порой каторжной жизни. Иррационально принятое мгновение, ни с того ни сего и вдруг довлеющее над серым целым — вот содержание любого праздника. Само же религиозное чувство разбирать сейчас не будем, оставим это на съедение конкурирующим научным школам, из которых ни одна верх так и не взяла да и не возьмёт в обозримом будущем. Проблема в происхождении самого религиозного чувства, а тут уж мнений, как специалистов — тысячи. Но то проблема не наша и нашей не будет по крайней мере сегодня вечером.

Теперь самый Международный женский день. Надо признаться, что мне не известен ни один подобный праздник в честь женщины как таковой. Что-то похожее человечество возможно и праздновало на заре своей истории, где-то в эпоху палеолита, когда матриархальные культы главенствовали. Далее, эти культы стремительно начинают вытесняться патриархальными устоями, развившимися в долинах Тигра и Евфрата. Позднее, следует огромный исторический отрезок, когда культивируются торжества в честь богинь, например Астарты у финикийцев или Афродиты у греков. С приходом новой эры на сцену выходит христианство и его гностические варианты. Поклонение Софии, Премудрости Божией у христиан и почитание Шхины у религиозных евреев имели место тогда, 2 тыс. лет назад и имеют место сейчас в наше время. Довольно быстро вошло в жизнь почитание христианских святых, которые засвидетельствовали верность своему Учителю смертью — мучеников и мучениц (Екатерина, Варвара, многие другие). После несторианских богословских споров, примерно с пятого века приходит прочно и навсегда в церковное учение почитание Девы Марии как Богородительницы, Новой Евы, прообраза Церкви. Средние века характеризуются относительным «затишьем» в генерации праздников, хотя можно было рассказать о многочисленных богословских спорах в христианской и иудейской среде относительно женственности и женщины. В заключение — новейшее время, отсчитывающее начало от Великой Французской революции, философского возрождения в Германии, Октябрьской революции в Российской Империи, революции нравов в Соединённых Штатах. Мы сейчас не трогаем Азию, Южную Америку, культы скандинавов, народов древней Евразии. Там ситуация в общем и целом в течении последних 4 тыс. лет развивалась по схожей вышеприведённой и максимально упрощённой схеме. Как итог можно отметь то, что праздников, хоть как-то схожих с сегодняшним российским 8 марта в истории человечества не замечается уже порядка нескольких тысячелетий. К сожалению, мне совсем незнакома религиозная культура палеолита — возможно там и были аналоги сегодняшнего праздника в силу господствовавших там повсеместно матриархата и матриархальных культов. Позднее, женщине предлагается либо поклонение (богиня), либо почитание (Дева Мария, мученицы), но всё то в жёстком религиозном контексте. Что теперь?

Как обычно, изначальная идея 1908 г. мутировала до неузнаваемости. Не за ипостась героини, не по причине божественного происхождения, не из религиозных воззрений в духе культа плодородия, не по причине признания прав женщин на то или иное действие, а ради самого факта женственности в контексте современных российских социально-экономических отношений теперь поздравляют женщин всех возрастов и им оказывается то или иное внимание. Хорошо это или плохо? Думаю, что неплохо. История праздника началась с шествия тружениц в Нью-Йорке и требований уравнять их в правах с мужчинами по ряду социальных и трудовых вопросов. Исследуя дальнейшую историю Дня можно застрять в революционном прошлом, поэтому не будем это трогать, ведь сегодня налицо трансформация праздника и об этом довольно громко и гневно заявляют феминистские организации. Данный день отмечен в нашей стране обязательным подарком женщине, букетом цветов, акцентом на особой роли женщины, жены, матери, сестры, girlfriend. Мы исподволь возвращаемся и всё дальше отходим от изначальной феминистской, революционной идеи, подходим ближе к празднованию в библейской тональности, в которой женщине уготована роль, миссия нежно любить сотворенное, рождённое, созданное. Дух Божий на еврейском языке звучит ruah и слово это обозначает ещё и ветер, т. е. ветер от Бога. Слово ветер/дух в еврейском языке — женского рода. Святитель Григорий Нисский пишет нам из глубины времени о том, что «Адам, не имеющий тварной причины и нерождённый, есть пример и образ не имеющего причины Бога Отца, Вседержителя и Причины всего; рожденный сын Адама предначертывает образ рожденного Сына и Слова Божия; а происшедшая от Адама (но не рожденная от него) Ева знаменует исходящую Ипостась Св. Духа. Потому-то Бог и не вдувает ей дыхание жизни, что она является примером (τύπον) дыхания и жизни Св. Духа и что она имеет через Св. Духа воспринять Бога, Который есть истинное дыхание и жизнь всех» (Greg. Nyss. Ad imagin. Dei et ad similitud. // PG. 44. Col. 1329). Иными словами любовь Духа Божия к сотворённому Богом отличается от любви Отца и Сына особой нежностью, подобной нежности матери или женщины. Об этом можно подробнее прочесть у отца Павла Флоренского в работе «Столп и утверждение Истины».

Такова онтологическая миссия женщины по учению Церкви и сегодняшнее российское 8-е марта нас, хотим мы или нет, не слишком удаляет от участия в этой доксологической (торжествующей) истине. В нашей стране, похоже, достаточно устойчиво, хотя очень медленно всё трансформируется в согласии (иногда наперекор) с онтологией и женщина из колонны марширующих по Нью-Йорку в 1908 году вдруг предстаёт в Самаре или Кандалакше как воплощение замысла Божия о человеке и человечности, мире и его спасении, космосе и Софие, Премудрости Божией формирующей вселенную. Умом нас не понять, но проигрыш левой, феминистско-революционной идеи в России очевиден. Чуть-чуть с умом поработать — получится удивительный, красивый, христианский праздник. На Масленицу перенести бы его.

0 ответов к “ЗАВТРА 8 МАРТА. НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ”

Замечено, что наши прихожанки прохладно относятся к этому дню. Настоятель придает сему предмету такой оборот, который подвигнет наших сестер во Христе пересмотреть свои позиции в этом вопросе.

Саша, менять позиции по вопросу никого не вынуждаю, просто очень бегло, в формате заметок на полях порассуждал о празднике. По ходу прочтений вношу небольшие стилистические поправочки, чтобы читать было проще и удобнее. Вчера уж слишком нагромоздил текста. А вообще, на тему можно более пространно набирать — она требует дальнейшего осмысления и проработки.

Очень интересные, полезные размышления. Прочитала с большим интересом. Спасибо!

Добавить комментарий для Игумен Силуан (Николаев)Отменить ответ