Рубрики
2802S ИСТОРИЯ МАЛЬТА РАЗМЫШЛЕНИЯ

Если вам всё фиолетово, то вы… финикиец

Иногда долго рождаются здесь новеллы. Даже сам, бывает, соскучишься! Но, поверьте, не от лености такие тяжёлые роды. Что ни материал, то крохотное исследование на тему да ещё и в стиле барокко. Одно дело, настрочить что-то в социальные сети, совсем другое — аргументированно и цельно представить в блоге. Вот и вынашиваются, здешние тексты по неделе. Не буду биться головой о стену и убеждать читателей, что не сижу без дела. Читатели сами прекрасно знают, что не сижу, а каждый день формирую и совершенствую черновики, которых много в закулисье. На этой неделе работал с двумя темами. Одну из них предлагаю вашему вниманию.

Пару слов в качестве лирической экзегезы местного чтива. Признаться, интересное тут дело! Как же тяжеловесна любая религиозная тематика. Когда хорошо понимаешь, что текст тяжёл, когда правой половиной мозга написав что-то, заставляешь читателей правой же половиной и читать, тогда как всё остальное ими читается левой, вот тогда понимаешь, каким чудом является жизнеспособность 2802S и наличие тут подписчиков. Религиозные и смежные по тематике тексты читать заведомо, a priori трудно. Особенно те, что интерпретируют и обосновывают. Иногда очень хочется нащёлкать абсолютную околесицу, ну никак не связанную с серьёзностью и чопорностью церковной морали. Почему так мало смеха и улыбок в недрах религиозной литературы? Следуют ли из этого, что нельзя и грешно? Ответ отрицательный вследствие того, что во-первых, наши далёкие предки делили всё написанное на жанры и, во-вторых, в христианских Писаниях вообще никто не улыбается и не смеётся. НИКТО, а не только Иисус. Жанр и шаблон религиозного античного текста не предполагает никакой потехи. Иногда апостол Павел позволял себе юмор в письмах, но он нивелируется полностью временной или вечной недалёкостью церковного чтеца и переводом с языка оригинала.

Ах и ох! Что же делать, если хочется посмеяться? А, знаю! Надо «погрешить», «нарушить» жанр, выйти за пределы, стать живым. Насколько нормальна тотальная церковная? Ответов можно нагуглить множество, навыдёргивать сотни цитат авторитетных христианских авторов о том, что смех неуместен, вреден, преждевременен, не нужен, опасен. Со многими из них согласен если не считать того, что тотальные страх и трепет перед Всевышним не являются оригинальной мыслью древнего Израиля, являясь культовым заимствованием из, к примеру, хананейский или, согласно поздним определениям, — финикийской религиозной культуры. Израилю приходилось всё заимствовать в процессе общежития в Земле Обетованной. Из своего у них ничего не было, кроме нужды и скрижалей Завета. Пророк Илья, кстати, всю свою жизнь посвятивший полемике именно с финикийской культурой и влиянием, яркий, хрестоматийный пример религиозности, которую высоко оценил Всевышний, но не поставил, как образчик.

11. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
12. после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.
(Третья книга Царств 19:11,12)

Ближе к делу. Люблю набрать что-то вроде непринуждённого расследования по делу. Или не по делу. Когда как. Последствия посещения музеев бывают значительны и памятны. Вот и за прошлую прогулку по старинным залам археологического музея Мальты в рюкзак попало много интересного. Ой, нет, не так! Да не заинтересуется мной Интерпол. Говорю сейчас о багаже знаний. Никчёмный он, но иногда вытащишь оттуда нечто и становится интересно даже самому. Так вот, друзья мои, сегодня речь именно о них, о финикийцах, том народе, который, в принципе, уже вымер много-много столетий назад тому. Генетическими потомками хананеев (читай, финикийцев), по крайней мере со слов не известных мне учёных, являются мальтийцы. Вот почему на архипелаге неплохо изучена и музейно представлена именно финикийская культура, одним из колониальных очагов которой был этот остров. Естественно, музейный интерьер в фиолетовых тонах.

Само это стороннее, греческое именование народа произошло, вероятнее всего, как реакция на древнее ремесло финикийцев — изготовление пурпурной или фиолетовой краски, которой окрашивались ткани. Собственно, эти фиолетовые ткани и краска являлись чуть не основным экспортным товаром из «пределов Тира и Сидона». Помните евангельское исцеленние дочери хананейки и то потрясающее «ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих»? (Мф. 15:27) Так вот бесновалась как раз она, юная финикиянка. А пророк Илья, всю свою жизнь посвятивший полемике и борьбе с финикийской религиозной интервенцией, во время голода пребывал где? Не помните? У своих заклятых оппонентов, у вдовы в Сарепте Сидонской, питаясь чудесно в Финикии целый год (3 Цар. 17:8−9).

Теперь уж совсем по теме разговора. Влияние Финикии на теологию древнего Израиля можно описать словом «колоссально». Начиная от того, что Иерусалимский Храм при Соломоне строили под руководством финикийских инженеров, заканчивая тем, что многие псалмы написаны под прямым и сильнейшим влиянием хананейских молитв и заклинаний. Вести дела и торговать Израиль тоже учился на севере. Собственно, понятием севера у евреев тех времён были великолепные культовые горные вершины фиолетовых людей. «Ребра северовы» из 47-го псалма — это Финикия, а не Кольский полуостров, как думают представители движения за окончательное погружение в утопию уникальности собственного творчества. Ниже одна из цитат с которыми носятся на Северо-Западе РФ, не зная, куда ещё их пристроить, чтобы вышел бум. Бум, увы, не получается. Строки взяты отсюда и если интересен контекст, то он по гиперссылке выше.

Феодориту пошел сороковой год, и он чувствовал, что наступило время главного дела его жизни. Он долго готовился и, обходя великих старцев «заволжских», подвижников Русского Севера — «храбрых воинов Христовых», учился у них «брани сопротив начал властей темных, миродержцев века сего». Теперь путь его лежал на Крайний Север, к «ребрам северовым» (Пс. 47, 3). «Ребра северовы» — сила Севера. То есть сила демона, «ибо демонская сила всегда подразумевалась под именем Севера». И такое определение Кольского полуострова и районов, к нему прилегающих, вовсе не является удачной метафорой. Многие серьезные историки и исследователи жизни на Кольском Севере вынуждены признать, что известия об этих краях всегда связывались с владениями «князя мира сего» (Ин. 14, 30), «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6, 12).

Боже, избавь от такой науки. Пожалуйста, избавь! «Избавил и ещё избавлю!», — услышал некогда в ответ. Слава Богу! Ладно, сейчас Ханаан, а вот то для острастки. Каковы же предварительные выводы из этой субботней писанины? В экспозиции выставлен интереснейший экспонат, выражаясь современным языком — ладанка, найденная в местах, напрямую связанных с финикийским бытом на Мальте, принадлежавшая финикийцу.


This photo of National Museum of Archaeology is courtesy of TripAdvisor

Амулет содержал папирус с частично сохранившимся текстом молитвы-заговора. Что-то вроде нашей ленточки «Живый в помощи», но в исполнении тех, кто задавал тон в религиозной моде всего Ближнего Востока времён задолго до Р.Х. Это обращение к богине Изиде, культ которой не являлся исконно финикийским, но бывший крайне популярным во всём Средиземноморье вплоть до начала тотального доминирования христианства в греко-римском мире. Надпись в одном из возможных переводов можно прочесть так:

Смейся над врагом твоими, ты, о, храбрый / Насмехайся над ним, попирай и сокрушай противника / …презирай его, попирай его на водах / …разметай прах его по морям / …свяжи его, повесь его…

Только по этому крохотному фрагменту финикийского папируса можно осторожно судить и аккуратно уяснить, что не с проста появилось вот это псаломское:

7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
(Псалтирь 136:7−9)

Отрывок исполняется Великим постом по субботам в русских церквях витиеватым распевом XIX века в процессе которого люди стоят и внимают напеву, а не словам, потому что не понимают их. И слава Богу, потому что они — прежде всего, неизмеримо объёмный пласт древней религиозной культуры, об адекватности которого можно судить по позднейшим библейским событиям, связанным с жизнью и деятельностью Основателя христианства. Собственно и распят Он был именно в прямой связи с инвазией в веру Израиля установки о страшности Божества и Его гневливости. Нет, ну ни без этого, конечно. Но каждый раз, когда захочется доказать правоту христианства, наденьте что-то фиолетовое, сделайте грозную мину и воззовите к Высшим Силам о мгновенном сожжении нечестивца, сидящего напротив, курящего Marlboro, потягивающего американо и утверждающего что-то нелепое. Впрочем, гораздо продуктивнее будет рассмеяться и предложить обсудить «проблему» через год-другой, когда всё станет старше, старее, умнее.

Пишите! / Please write!