БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ
МИТРОПОЛИТ МУРМАНСКИЙ и МОНЧЕГОРСКИЙ СИМОН
возлюбленным о Господе пастырям, монашествующим
и всем верным чадам Мурманской и Мончегорской Епархии
Московского Патриархата
АРХИПАСТЫРСКОЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Слава Богу, что, несмотря на многие тягости и скорби нашей жизни, мы дождались дней радостных, счастливых – праздника Рождества Христова и уже празднуем его. Празднуем искренне, восторгаясь при этом вместе с Апостолом откровению величественной и спасительной тайны о том, что «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16), явился ради того, как говорит другой Апостол, «дабы нам… быть детьми Божиими» (1 Ин. 3, 1).
Невидимый Бог становится видимым, становится человеком, одним из нас, не только во славе, но и в немощи, приобщившись, прежде всего, к самой тяжёлой человеческой обездоленности через Свою любовь, через Своё понимание, через Своё прощение и милосердие, сроднившись с людьми презренными, нежеланными, отброшенными, забытыми в человеческом обществе. «Приступите ко мне желающие меня и насыщайтесь плодами моими», – издревле взывает к человечеству Божия Премудрость (Сир. 24, 21). В наше время мы можем передать Её слова более откровенно: придите все алчущие Бога и исполнитесь Его рождения.
Христианское сердце, приняв чтолибо подлинно Божественное, не требует стороннего убеждения в том, что это от Господа, но самим тем действием оно убеждается, что восприятие его есть небесное, ибо ощущает оно в себе плоды духовные: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23). По разнообразным действиям сердечным человек может увидеть и определить Божественное, как говорит об этом святой Григорий Синаит: «От действия возможно познать воссиявший свет в душе твоей, Божий ли есть он» (Добротолюбие, т. 5, М. 1889, с. 217). Всем взалкавшим Христа Спасителя, всем воистину возжаждавшим, чтобы совершалось рождение и явление Его, иногда даруется как откровение, как вдохновение, как стимул его сакральный и реальный краткий миг. Сегодня этот миг дарован нам: «Христос раждается, славите!».
Мы, христиане, по своему призванию имеем долг идти вслед за Спасителем. Соединив Себя нам, Он и нас соединяет Себе. Он ведь «Путь, и Истина, и Жизнь», Им и в Нём мы приходим к Небесному Отцу (Ин. 14, 6). Кто следует за Христом, тот принимает Его образ мыслей и входит в Его жизнь, а Христос входит в душу Своего последователя (ученика). Кто следует за Христом, тот начинает проникать в позитивный смысл житейских страданий и получает благодать нести свой крест вместе со Спасителем мира. Последователю Своему Христос становится Помощником и Покровителем: Он просвещает его ум, подкрепляет духовно, физически, подаёт здравие телу, врачевание в болезнях, веселье, радость и во всех ситуациях отраду, надежду. Взирая на Христа от Рождества Его и до Распятия будем внимать и заповедям, и житию Его, понуждая себя всегда худшее покорять лучшему, плоть подчинять духу, чтобы возделывать себя и возрастать по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие – в добродетелях. Приобретая полноту жизни во Христе, мы как бы становимся продолжением и осуществлением Его воплощения. И, конечно же, более всего надобно стремиться иметь чистую совесть и делать всё как перед Божиими очима. Где есть уважение, согласие и взаимное повиновение о Господе, там радость, мир, любовь и всякое благо. Бог смотрит на сердце, настроено ли оно на мирское, или готово принять Его. Если сердце обращено к миру, то бесполезны все благие намерения и дела, ибо тогда Бог далёк.
Кто желает рождения Бога в себе, пусть помнит о препятствиях, заключённых в алчной привязанности человека к материальному, к тварному, преходящему в жизни, к чувственным радостям и удовольствиям. Каждая мелочь, которая пленяет чувства и разум, каждая страстишка, которая нас заполняет, препятствует рождению в нас Бога. Об этом Слово Христово: кто не оставит всего, чем владеет, тот Христа недостоин (Мф. 10, 37—38). Бог дал нам вещи в пользование, чтобы они служили нам лишь на пути к Нему. Бог Один должен быть смыслом и целью в жизни, а вещи – средством временным. Многие из нас останавливаются и многие теряются на своём духовном пути, будучи охваченными в своей самости страхом и нерешительностью отказаться от того, к чему привязалось сердце. Именно тут возникают разные испытания, лишения, страдания, болезни, беды, скорби. В этом кроется глубокий смысл: в присутствии Божием истребляются страсти, человек освобождается от греха и преобразуется. В сокровенной глубине его происходит болезненное рождение Христа, но с Христом приходят к человеку превосходящий всякое разумение Божий покой, вся полнота и крепость Божества. Сподоби, Господи, такого Рождества всем нам достигнуть. Аминь.
Рождество Христово 2016 год. Мурманск.
СИМОН, МИТРОПОЛИТ МУРМАНСКИЙ и МОНЧЕГОРСКИЙ