26 января 2017 года в Государственной Думе РФ прошел круглый стол «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч XXV Международных Рождественских образовательных чтений.
От Мурманской епархии в круглом столе приняла участие ответственный секретарь правящего архиерея по работе с отделами Н. П. Грацианова.
Открывая круглый стол, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Меркурий отметил, что тема предполагает серьезный обстоятельный разговор о стратегии развития отечественной школы в целом. «Думаю, здесь, в этой аудитории не нужно объяснять, почему знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе — это не анахронизм, не пережиток в развитии школы, общего образования детей, а естественная, неотъемлемая часть воспитания и обучения», — сказал он.
«Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы и правила; и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам», — добавил иерарх.
Опираясь на статистические данные, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации отметил рост процента выбора Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе. Однако, по его словам, в ряде регионов продолжает сохраняться низкий выбор курса православной культуры. Это, в первую очередь, ряд регионов Юга России и Северного Кавказа, а также Приволжский федеральный округ и Республика Татарстан, где уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.
Одной из главных проблем при реализации преподавания курса Основ православной культуры, как отметил митрополит Меркурий, является сохранение фактически экспериментального характера преподавания религиозных культур.
«Напомню, что сегодня это только одни четвертые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач, полагаю, очевидна. Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры», — добавил он.
Его Высокопреосвященство считает, что все это является следствием сохранения уже указанного экспериментального формата преподавания на один учебный год, неразработанности содержания предметов по религиозным культурам и светской этике по другим классам, для основной и старшей школы.
«Как будто все религиозные и мировоззренческие вопросы заканчиваются в младшей школе, и дальше мы имеем дело уже с духовно зрелыми личностями, не нуждающимися в нашей помощи и нравственной поддержке!» — отметил митрополит Меркурий.
Еще одной проблемой председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации назвал некомпетентные высказывания, а часто и умышленно искаженную информацию в СМИ и заказные антицерковные провокации по преподаванию курса Основ православной культуры.
Переходя от проблем к их решению, митрополит Меркурий отметил, что концепция перехода, с выходом за 3–4 года на преподавание со 2-х по 10-е классы и с адекватной учебной нагрузкой была разработана еще в 2012 году после завершения эксперимента по его положительным итогам. Он добавил, что к реализации этого плана нужно приступить как можно быстрее. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл еще два года назад, оставлять преподавание православной культуры только в 4-х классах значило бы «свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников».
«Важно, чтобы на нашем мероприятии был выражен адекватный ответ предвзятым и некомпетентным высказываниям в СМИ, направленным на дискредитацию возрождения религиозно-нравственного образования в российской школе, дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу», — подчеркнул митрополит Меркурий.
Он выразил уверенность в том, что «работа круглого стола и в целом Парламентских Рождественских встреч будет способствовать решению главной задачи, которая сегодня нас объединяет, — развитию условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе образования, в школе».
В работе круглого стола также приняли участие председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Светлана Ермакова, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, представители депутатского корпуса, педагоги и другие эксперты.
По итогом состоявшейся дискуссии сформулированы рекомендации федеральным и региональным законодательным и исполнительным органам власти, Российской академии наук и Российской академии образования, общественным организациям и институтам гражданского общества.
Подводя итог состоявшегося обсуждения, митрополит Меркурий высоко оценил уровень состоявшейся дискуссии, отметив, что ее участники «научились друг друга слышать, а главное — быть заинтересованными в успехе друг друга».
По материалам сайта «Православное образование»
Один ответ к “Настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур”
«Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры», — добавил он.
Интересно, а кто ж готовит учителей православной культуры? И где? Или это учитель общеобразовательной школы, который сам прошел некие курсы?
А Церковь разве не способна сама готовить из своих же кадров достойных наставников, носителей веры? Наверное, не стоит говорить здесь о христианских училищах и школах времен гонений в раннехристианские годы (напр., Александрийская школа), но добавлять фразу «не по нашей вине»… все-равно что «я умываю руки».