В воскресенье, ближе к полудню зашёл в археологический музей. Мегалитическая храмовая культура Мальты интересна тем, что возникла и расцвела задолго до египетских пирамид и Стоунхеджа. Сегодня из диких животных тут только грызуны, а тогда расхаживали по острову карликовые слоны и гиппопотамы. Вот как давно это было. Практиковался в тех храмах, естественно, он самый – культ плодородия. В экспозиции представлены фигурки, статуэтки и части статуй в основном женщин. Все они имеют гипертрофированные чресла и, вообще, избыточный вес. Ладно. О полных загадок мегалитических храмах Мальты и, пожалуй, самом интересном, подземном святилище Гипогуем, которым стукнуло где-то около 7 тысяч лет, может быть когда-нибудь напишу.
Сейчас короткое наблюдение. На фото, сделанном вчера и помещённом в заголовок, статуэтка оттуда, из эпохи, когда не родился ещё Авраам, Мухаммед и Альберт Эйнштейн. Женщина возлегает на натуральном диване, в позе на боку, которую любой современный человек расценит как позу отдыха после работы. Пожалуй, можно предположить, что археологи ещё не нашли пару к дивану – скульптурную миниатюру телевизора, а крохотный пульт просто отвалился от основной композиции и безвозвратно утрачен.
Изначально, фигурка была окрашена охрой, что говорит о религиозном её применение, а если конкретнее – погребальном. Что-то вроде символа вечного сна или смерти. Вообще, все культовые изваяния той эпохи, найденные на этом острове, имеют телесные пропорции ровно такие, какие сегодня считаются профессиональными у борцов сумо. Из курса общего религиоведения известно, что изначальными верованиями человечества были культы богини-матери, богини плодородия и вообще, продуктивного и репродуктивного начал. Отсюда, гипертрофия и подчёркнутая физиология культовых скульптур тех людей. Вспоминается первая заповедь человечеству «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю» (Быт. 1:28). А ещё вот такие люди были тогда вылеплены из глины. Несомненно, это скульптурный поцелуй, и длится он, похоже, около пяти тысяч лет. Прочь Книгу Гиннеса и её рекорды! Вот оно: «Любовь крепка, как смерть» (Песн. 8:6)
Да и ладно с ней, с этой физиологией. Не теряем нить рассуждений и ищем дорожную карта, вектор движения, направление эволюции религиозных воззрений. Более того, стремимся заглянуть в будущее. Итак, в начале люди имели очевиднейшую опору на репродукцию и первая иконография представляла собой ни что иное, как женское тело с внушительными первичными половыми признаками, а также отсутствующей (или совсем небольшой) головой. Да не смутится сердце женщин, ибо вы знаете, что автор вообще никогда не сказал даже слова онтологического упрёка в сторону прекрасной половины. Здесь просто голые, именно голые факты. Идём дальше и видим, что с веками и тысячелетиями культовые изображения значительно меняются. Уходит на второй и третий план это самое, пресловутое воспроизводство себе подобных. И выходит на первый красота, грация, власть. Одежд становиться больше, они уже скрывают значительную часть тела. Женственность, как таковая, тоже уходит из поля зрения богословов, доминировать начинают боги-мужчины или их эквиваленты из мира животных. Например, бык.
Рывок во времени и сразу XX век. Монотеистические религии нынче точно не акцентируют внимание на плодородии. Внушительная голова, открытый и большой лоб, ярко выраженные открытые или закрытые глаза. Ислам оставляет женщине вообще только глаза и никакого публично подчёркнутого плодородия. Христианство предлагает для молящегося лицо, лик и позу объекта молитвы. Лицо, естественно, заплаканное и измождённое с высоким лбом, символом «ума Христова» (1 Кор. 2:16) . Не до плодородия. Ладно, даже не это интересно! Интересно то, как и куда мы эволюционируем через тысячу лет? Что останется от женщины и мужчины? Смею предположить, что некая геометрическая форма, наподобие вот такой.
Это и будет совершенно потрясающей, но всё той же иконой, статуей, визуальной опорой там в будущем, когда вас вспомнят, как пра-пра-пра-бабушку найденного в песках Марса первого его покорителя. И никакого тебе тут размножения! Забудьте!
6 ответов к “Люди и боги. Откуда и куда. Взгляд из Гипогеума”
Это ж получается очень очень сильное расслоение по всем показателям. Такой вывод, что мир разделяется на части, которые почти не взаимодействуют. И по гендерному признаку и по восприятию как тонких так и прочих элементов жизни. Ну, наверное в этом есть смысл))) главное травоядному не надеть маску хищника, все равно раскусят))))
Даже раскусывать не надо. «По плодам узнаете..». Расслоение действительно наблюдается потрясающих масштабов, но пока компенсируется таких же масштабов интеграцией. «Поживём, увидим», — сказала однажды мировая мама из «Иронии судьбы».
Аааа )))) очень круто!!! Мне нравится куб! )))) может это будет символизировать, как бы единство женского и мужского начала ))))
А, кстати, что там на востоке? Кажется у них Инь и Ян давно уже соединены в форму круга )))
Да. Там всё закончено и красиво. На Западе тоже скучали по единству и ещё древние эллины мусолили тему андрогинов. Из первых глав Библии тоже не совсем однозначно ясно, как и что нас всех так красиво разделило. На Востоке Инь и Ян. Но всё только заданность, недостижимый идеал, маяк, насколько приближающийся, настолько и удаляющийся. Единство всеми желанно и, видимо, задано в компонентах воли, сущности и энергии человеческих. Пол останется непреодолимым различием. По крайней мере, это следует из богословского и генетического бэкграунда. А там посмотрим.. )
Визуализация образа соответствует диктату современности. Получается, что любое произведение искусства доносит через века идею его создателя. Мы созданы по подобию Всевышнего. Значит изначально с любовью и в гармонии. В. искусстве главное любовь к изображаемому. Хочется видеть, чувствовать, переживать и уметь изобразить гармонию мира)). Спасибо за интересный материал. С уважением. Olga Bogdanova.
Ольга, можете не ставить внизу автограф 🙂 Комментировать закрытые материалы могут только подписчики и их имена система ставит в заголовок автоматически. А вообще, да, современность являет некоторый диктат над визуализациями художников. С другой стороны, в доисторические периоды на Мальте (да и не только) «точность» передачи образа была не нужна. За отсутствием системы письма, необходим был символ. Именно их и ваяли художники. Символы для повседневного умозрения. В оставшееся время что-то линейно или спиралевидно декорировали: одежду, глиняную посуду и «ювелирные» изделия из камня и кости. Сложное было время. Сегодня нет необходимости в обилии символики, её заменил язык повседневного общения и творчество также ушло в высокую или низкую декорацию, самовыражение или дизайн. Предназначение символа — ориентировать. А вот с ориентацией у человечества туговато сейчас и даже не сексуальной, а вообще, самой элементарной.