В слове перед таинством Исповеди в пятницу вечером на первой седмице Великого поста настоятелем был дан краткий, но вполне ёмкий, может быть даже жёсткий экскурс в историю поста как такового. На мотив этой проповеди Лидия Михайловна Харламова опросила меня в формате интервью. Всё сказанное было сжато до тезисов и позднее раскрыто текстом уже как полноценный диалог. Получилось достаточно близко к оригиналу. Опережая центральное епархиальное издание на правах автора публикую это здесь. Кроме того, на подходе ещё два свежих материала, на мой взгляд полезных искателю того, откуда ноги растут и различных иных отправных точек.
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный.»
Вечерня. Стихира на стиховне в понедельник первой седмицы Великого поста
Недавно в одной из проповедей настоятель Кандалакшского православного храма Иоанна Предтечи игумен Силуан назвал современных постящихся православных христиан вегетарианцами или просто соблюдающими диету. Прихожане сразу как-то приуныли, особенно те, кто честно сидит на картошке да каше, изнуряет свой организм, во очищение души и тела, намеренно лишая его мяса, колбасы и прочих гастрономических удовольствий. Батюшка, насколько возможно это сделать за короткую проповедь, постарался растолковать свою мысль, но, судя по недоуменным лицам, не все его поняли, а потому мы решили встретиться с настоятелем после службы и подробнее обо всем его расспросить.
От рассвета до заката
— Батюшка, понятно, что пост — это не только отказ от скоромной пищи, что его духовная составляющая в разы важнее, но почему же нельзя назвать постящимися тех, кто честно ограничил себя в еде и при этом регулярно посещает богослужения? Если не их, то кого же тогда считать таковыми?
— Пост — самая первая заповедь, которую дал Бог людям. Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды от древа познания добра и зла, не есть определенный сорт пищи. Как мы знаем, первая заповедь была нарушена, — отсюда пошли все последующие беды. Это для введения в проблематику. Пост — традиция всех авраамических религиий (ислама, иудаизма, христианства), и изначально пост подразумевал абсолютное воздержание не только от любой пищи, но в том числе и от воды в течение всего дня — от рассвета до заката. Ветхозаветные люди выдерживали такой пост до первой звезды и далее вкушали уже любую пищу в разумных количествах. Посты были может не столь длительными, как нынешние. Те посты, в отличие от наших календарных, объявлялись царями, первосвященниками, духовными лидерами по случаю, например, какого-нибудь всенародного бедствия — будь то засуха, наводнение или нашествие врага. Смысл его был в купировании причины беды. Постящиеся пытались вызвать жалость Всевышнего: одевались во вретище, посыпали голову пеплом, изнуряли себя голодом в определённые часы. Библейские факты говорят о том, что это работало — они часто получали желаемое. Бог не Тимошка, видит немножко.
Эта модель поста сохранилась до сего дня лишь у мусульман и религиозных евреев (у последних пост один день в году в канун праздника Йом Кипур, Судный день). У нас, у христиан в процессе истории Церкви та модель поста трансформировалась. Теперь мы имеем разделение пищи на легкую (растительную), т.е. постную и скоромную, животную, не постную. Именно поэтому, употребляя в пост только растительную пищу, христиане, по сути своей занимаются христианизированным вегетарианством, но не тем ритуальным действием, которое в Священном Писании Нового и Ветхого Заветов именуется постом. В то же время прошу понять меня правильно, я не призываю «возвратиться к истокам» и практиковать изначальные модели поста. «Всему своё время под солнцем», — однажды сказал премудрый царь Соломон.
Игра в пост
— Батюшка, существует ли устав для мирян, где прописано, как им следует соблюдать пост?
— К сожалению, такого устава нет, и это одна из исторических коллизий, которая по сей день не решена и решена, полагаю, никогда не будет. У нас все уставы монашеские. Устава для мирянина не существует в природе. Кстати, о рудиментах того самого поста, который исконный, и родом который из Междуречья и Ближнего Востока. Первые два дня Великого поста богослужебный Устав или Типикон не дозволяет даже пить воду до вечера (сухоядение), нет в Уставе и понятия о завтраке. Всё это отголоски тех времён, когда пост был иным в принципе. Естественно, мирянам не под силу следование такому уставу, а потому они имеют шансы на церковную икономию, снизхождение. Но то уже не пост, а очень часто игра в него. Хотя, есть и весьма успешные практики вегетарианства ради Христа. «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8).
— Но, может быть, есть какие-нибудь рецепты по проведению поста для мирян?
— Рецептов как таковых нет, есть рамочный, но хороший современный документ о посте, который был принят на Всеправославном соборе, проходившем в 2016 году в Греции на острове Крит. Он содержит общие понятия о посте, а также конкретные рекомендации. При желании всё это можно найти в сети Интернет. Призвал бы всех познакомиться с этим документом, подписи под которым поставили все Предстоятели Поместных Православных Церквей кроме четырёх, не присутствовавших на Соборе. Одной из цитаций в этом документе являются строчки раннехристианского письменного памятника Дидахи. Вот они: «Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения… Ибо, если можешь понести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси».
Не давать свободу языку
— Батюшка, коль скоро отказ от скоромной пищи чаще всего не дает христианину с полным правом называться постящимся, может, Вы расскажете о духовной составляющей поста и её целях?
— Пост — всего лишь упражнение, через которое можно обрести крайне важный опыт победы. Это как в спорте. Важно за эти сорок семь дней хоть что-то преодолеть, в чем-то себя успешно ущемить, разбудить, ущипнув себя. Почувствовать что-то вроде боли преодоления закостенелости самого себя. Через это всё можно познать вкус победы. «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:7) и «Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр.3:21). И всё же не надо пытаться в одночасье искоренить все свои вредные привычки и победить все докучающие страсти. Начинать надо чаще всего с малого — например, во время поста попытаться аккуратно что-то изменить в отношениях с людьми, вопреки желанию не дать свободу языку, в частности в сети Интернет. Уменьшить интенсивность курения табака или чего там ещё. Отказаться от алкоголя. Для «новичков» вполне уместным будет даже широко практикуемый ныне отказ от скоромной пищи. Не нужно взваливать на себя непосильную ношу, ведь, как известно, Бог — это Путь, Истина и Жизнь. Всё придет с опытом, и путь может быть долгим. Важно помнить, что любая жертва не останется незамеченной Богом и награда непременно будет.
Что касается целей поста, они достаточно просты, их изначально было две: во-первых, скорбь о грехах своих или всего народа, во-вторых – экономия материальных благ. Наши предки по вере экономили на своей трапезе, чтобы помочь тем, кому помощи ждать было не от кого. Забота о нищих братьях была одной из приоритетных задач первенствующей в хронологическом ряду Церкви.
— Батюшка, а кого в наши дни считать неимущим, кому подавать милостыню?
— Кому угодно. Подаяние может совершаться, чтобы поддержать какую-то жизнь: это может быть как малоимущий человек, так и приют для бездомных животных, пожертвование в фонд помощи больным детям или лепта в церковную кружку. Поверьте, не всё то, что положите в церковный ящик пойдёт на новый Mercedes в гараж батюшки. Главное, помочь тому, кто на данный момент находится в деликатной жизненной ситуации. «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35).
— А главная цель?
— Скорбь о своих грехах. Скорбь не натянутая или спонтанно синтезированная, а реальная, с подлинным пониманием того, что нашкодил и самому противно. Бог увидит скорбь и даст радость, но для этого, безусловно, надо немало потрудиться в посте. Так замыкается круг: пост-покаяние-пост. Истинная, подлинная радость – только от Бога, и воспринять её может чистая душа или находящаяся в процессе очищения через пост (страдание) и молитву.
— Батюшка, а как быть с молитвенным правилом? Какие молитвы нужно читать, и можно ли во время поста читать акафисты?
— Молитва — один из инструментов для упражнения. Хороший такой инструмент, сопряжённый с постом настолько, что сам Христос однажды сказал «Сей род изгоняется только постом и молитвой»(Мф.17:21). Акафисты читать можно, но больше келейно, то есть дома, в храмах во время поста их, как правило, оставляют. И, конечно, очень полезно посещать уникальные великопостные богослужения, причащаться Таин Божьих, приступать к Елеосвящению (собороваться).
— Некоторые верующие замечают, что во время поста обостряются отношения между людьми — в семье, на работе. Действительно ли пост является тому виной?
— Пост — ситуация очень личная, даже можно сказать, интимная, а следовательно, совсем необязательно объявлять всем о том, что вы поститесь, чтобы не вызывать огонь на себя со стороны не разделяющих ваше мировоззрение и духовную практику. Может от того меньше будет искр сыпаться в процессе общения с окружающей средой. «Умой твоё лицо и помажь главу твою, чтобы явиться постящимся не перед людьми, а перед Богом» (Мф.6:18).
— Спасибо, батюшка, за интересную, содержательную беседу.
— Спасибо Вам и пусть благодатная, подлинная, пасхальная радость победы после понесённых трудов будет для всех очевиднейшим аргументом пользы исполнения самой древней заповеди в истории человечества.
Беседовала Лидия Харламова,
г. Кандалакша.