Прочтение Рублёвского шедевра. Пришло вчера на Facebook. Не заезженная «гифка» и не лубочная, неумело и неумно собранная наспех виртуальная открытка. Работа молодой львовской художницы Иванки Демчук. Авторство выяснил позже – Львов, Украина. Думал, художник живёт западнее, но нет. Магия минимализма, наличие интеллекта и способность вложить скрытые смыслы: в общем всё, что нравится! С Пятидесятницей всех и если выражаться вспомогательно-техническими словами – с Троицей!
«Эта Икона Святой Троицы была создана в 2015 году для выставки галереи Iconart в Нью-Йорке. Как раз набирали обороты трагические события на востоке Украины, большие человеческие жертвы мало кого оставляли равнодушным и каждый собственным способом проявлял боль от этой ситуации. Тогда мой выбор сам по себе пал на тему Жертвоприношения, которая заложена в иконографии Святой Троицы. Здесь возникают три Божьи ипостаси, объединенные в одной Трапезе — Тайне Евхаристии. Слева — Бог Отец благословляет чашу — но рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральной фигуре — Богу Сыну, который также благословляет её и принимает, наклоном головы выражая своё согласие. Фигура Святого Духа и Отца формируют саму чашу, внутри которой Тело и Кровь Агнца. Прямоугольная форма с небесными светилами символизирует всю Вселенную, которая помещается в этой чаше, она Богом создана и заранее полностью искуплена. Троица бескрылая, уподоблена не ангелам, а человеку. Человек создан по образу Божию и подобию, к человеку пришёл триединый Бог, и только он может стать соучастником жертвы Христа. Поэтому Господь приходит к Аврааму в образе человеческом».
На вопрос, как позиционирует свое творчество — как иконопись или религиозное искусство — художница отвечает: «На самом деле граница между современным религиозным искусством и современной иконой является довольно размытой, на эту тему много дискуссий, и объективного ответа никто не сможет дать. Конечно, есть определенные правила написания икон, каноны и символика, которые прошли сквозь века, впрочем, эти вещи довольно относительны. Для меня современную икону отличает присутствие «духа иконы», это определенное едва уловимое ощущение, благодаря которому к произведению может быть обращена молитва и которое может вызвать глубокие размышления и переживания внутри самого зрителя. Себя не отношу к конкретному направлению. Большинство моих произведений — это иконы, но я также занимаюсь и живописью, поэтому, думаю, приоритета нет».
По материалам газеты «День»
3 ответа к “День смелости, воли и ума Церкви”
Является ли именно эти художественные произведения иконой? Сложный вопрос. Визуальные образы, воспроизведённые по канонам, которые принято называть «икона» могут быть выполнены правильно, но не нести ничего, кроме канонической схемы. Любовь передаётся от Творца через талант людей. Это мое мнение. В этих работах и любовь и талант.
Согласен, Ольга. Не всякая икона есть икона и чаще всего иконой её делает подпись «Святой N». Исчезни подписи и попадаешь в Диснейленд. Рублёвская Троица – другое, это не сказка для коллективного релакса. Это онтологическая правда в голом виде. Иванка смогла сделать на мой взгляд почти невозможное – удачно прочесть Троицу Рублёва. Если укрупнить, получится великолепный богослужебный запрестольный образ. Не для всех. Для тех, кто ежедневно устаёт от информации и не соскучился по фестивалю Холи.
Кажется надо вернуться к раннему христианству)) вот там символика была наполнена смыслом.