Рубрики
2802S

День минувший. Несколько слов по поводу

Вчера по Юлианскому летоисчислению, по православному месяцеслову отмечалась память Марии Магдалины. Это, если не в курсе — это пожалуй, ключевой евангельский персонаж, конкуренцию которому составить сможет лишь Пётр.

И я тут не ошибся в словах — именно конкуренцию. Конкуренции, соперничеству в протообщине христиан, тогда ещё просто учеников молодого назаретского раввина, отведено значительное место в Евангелиях. Думаю, не надо сыпать здесь ссылками и цитатами — комментируйте, и я отсыплю.

О Марии из Магдал узнаём совсем немного из канонических текстов, но и это даёт полное понимание, что одним из парадоксальных движителей авторов Евангелий была зависть… тщательно замаскированная, благообразно прикрытая, но она — зависть и ревность. И не в последнюю очередь, а часто просто в первую — в отношении Марии.

Читая Евангелие — любое из четырёх — видишь много-много банального, в доску человеческого, которое святые отцы и учители Церкви плотно завернули в риторические стили и манеры своих языческих учителей, сдобрив соусом восточного красноречия.

Древний записанный текст — это всегда памятник, где каждая буква впитывалась читающим, а чаще слушающим, как молоко матери или райский нектар. Одна новозаветная книга на город — такова реальность древней Церкви где-нибудь на севере Африки. Нынче не так: бумага имеет бросовую цену, слов на ветер триллионы и цены им — никакой. Мы другие и читаем тексты иначе, но всё же… мы счастливы тем, что независимы, мы читаем текст как будто он действительно писан нам и принадлежит только нам — он наши вести, письмо в наш почтовый ящик и не в виде рассылки, а конкретно нам, на прочном и надёжном носителе.

Вот когда так читаешь, то видишь иначе картину взаимоотношений внутри первых 12-ти и сопровождавших назаретскую кочевую богословскую школу женщин. Перед нами тайна Учителя, коим Христос предостерёг быть, указав на то, что после Него не будет других. А ещё вытесненные учениками на глубокую периферию евангельские женщины, образы которых были подхвачены и выжили в церковном сознании благодаря схватке с гностицизмом, возвеличившим паче всех Марию Магдалину. Не будь еретиков и язычников, не было бы у нас ни Магдалины, ни Матери Иисуса. А только одни бороды, бороды, бороды.

Но как ни старались потом выписать картину мира святые апостолы и святые не апостолы, как ни ревновали о правильности изложения ревнители основ и ценностей, а помазать изувеченное тело пришла в 4 утра Магдалина. Пришла развернуть плащаницу, увидеть то, что составляет собой мёртвая мужская нагота, омыть её водой, смыв кровь, натереть Умершего благовонием. Потом снова завернуть тело и оставить тлеть, чтобы через год по древнейшему иудейскому обычаю прийти, извлечь и перемыть кости.

Она шла в четыре утра не зная, как убрать огромный камень и если всё же получится убрать, то как привалить обратно. И стража у камня — тонущий в тоске по апеннинским виноградникам римский ОМОН, который устранить женщине в принципе не было никакой возможности, разве что… развлечь их. Пугающая женская логика, победившая весь этот мир и всех тех, кому в принципе было на ситуацию уже на*рать.

Пишите! / Please write!